Наверх

Расписание

Объявления

ИКОНА ПРП. АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО С МОЩЕВИКОМ

 

 Прп. Амвросий Оптинский (1812 - 1891).

Память 27 июня в день обретения мощей, 10 октября, в Соборах Оптинских старцев, Воронежских, Липецких и Тамбовских святых.

 

В миру Гренков Александр Михайлович, родился 23 ноября [1] 1812 года, в селе Большая Липовица Тамбовской губернии, в семье пономаря.

В 12 лет он поступил в Тамбовское духовное училище, которое закончил первым из 148 человек. В 1830 году поступил в Тамбовскую семинарию. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр Михайлович был очень любим своими товарищами.

 

В 1835 году опасно заболел и дал обет в случае выздоровления стать монахом. Господь внял его молитве.

В 1836 году закончил семинарию. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища.

По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение, «жался», по его выражению. Однако, совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья и беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и слез. Однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога…»

Изнемогая от своей нерешимости, он отправился за советом к проживавшему в той местности известному подвижнику Илариону. «Иди в Оптину, — сказал ему старец, — и будешь опытен.»

8 октября 1839 года он прибыл в Оптину Пустынь, где был ласково принят старцем Львом.

Он стал келейником старца Льва. Затем он исполнял различные монастырские послушания в самой обители и в скиту, летом 1841 г. Был пострижен в рясофор и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, в 1842 г. — в мантию. В 1843 г. его рукоположили во иеродиакона.

7 декабря на пути в Калугу простудился и тяжело захворал. Так началась беспрерывная цепь его недугов. 9 декабря 1845 г. он рукоположен во иеромонаха, но из-за болезни почти не может служить. В период жестокой болезни 1846-1848 гг. преподобный был пострижен в великую схиму без изменения имени.

Болезнь навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях.

Но столь слабый физически иеромонах Амвросий обладал иной силой — духовной и благодатной. С 36 лет он поставлен помощником оптинского старца Макария в деле монастырского духовничества и окормления мирян. С ним же о. Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми языками (знал пять языков), разделял труды по переводу и изданию святоотеческих текстов.

После смерти старца Макария (1860 г.), отец Амвросий становится единственным духовником оптинской братии и паломников. Он продолжает заниматься издательской деятельностью. Под его руководством были изданы: «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария и другие книги.

В 1862, 1868, 1869, 1871 гг. переносит ряд тяжелых болезней. Но и в это время он занимается духовным окормлением сотен приходящих к нему, ведет широкую благотворительную деятельность.

Известны многочисленные случаи его духовной прозорливости, чудотворений и исцелений. К старцу приезжали Достоевский и Леонтьев,Толстой, Погодин, Юркевич и Страхов.

Он обладал необыкновенно живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость. Он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней, как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях. Со всеми качествами своей богато одаренной души, о. Амвросий, несмотря на свою постоянную болезнь и хилость, соединял неиссякаемую жизнерадостность, и умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались каждым слушающим. Когда это было необходимо, он умел быть взыскательным, строгим и требовательным, применяя «наставление» палкой или же накладывая на наказуемого епитимию. Старец не делал никакого различия между людьми. Каждый имел к нему доступ и мог говорить с ним: петербургский сенатор и старая крестьянка, профессор университета и столичная модница.

С какими только просьбами, жалобами, с какими только своими горестями и нуждами не приходили к старцу люди! Приходит к нему молодой священник, год тому назад назначенный, по собственному желанию, на самый последний приход в епархии. Не выдержал он скудости своего приходского существования и пришел к старцу просить благословения на перемену места. Увидев его издали, старец закричал: «Иди назад, отец! Он один, а вас двое!» Священник, недоумевая, спросил старца, что значат его слова. Старец ответил: «Да ведь дьявол, который тебя искушает, один, а у тебя помощник — Бог! Иди назад и не бойся ничего; грешно уходить с прихода! Служи каждый день литургию и все будет хорошо!» Обрадованный священник воспрянул духом и, вернувшись на свой приход, терпеливо повел там свою пастырскую работу и через много лет прославился, как второй старец Амвросий.

В старце в очень сильной степени была одна русская черта: он любил что-нибудь устроить, что-нибудь создать. Он часто научал других предпринять какое-нибудь дело, и когда к нему приходили сами за благословением на подобную вещь частные люди, он с горячностью принимался обсуждать и давал не только благословение, но и добрый совет. Остается совершенно непостижимым, откуда брал отец Амвросий те глубочайшие сведения по всем отраслям человеческого труда, которые в нем были.

Внешняя жизнь старца в Оптинском скиту протекала следующим образом. День его начинался часа в четыре — пять утра. В это время он звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному служению. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Отец Амвросий не любил молиться на виду. Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате. Однажды, один монах нарушил запрещение и вошел в келью старца: он увидел его сидящим на постели с глазами, устремленными в небо, и лицом, осиянным радостью.

Так в течение более тридцати лет, изо дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг.

В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу: в 12 верстах от Оптиной, в Шамордино трудами Преподобного была устроена женская Казанская Горская обитель, расцветшая столь быстро, что уже к 90-м гг. XIX в. число монашествующих в ней достигло 500 человек. Также там имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница.

1891 год был последним в земной жизни старца. Все лето этого года он провел в Шамординской обители, как бы спеша закончить и устроить там все незаконченное. Шли спешные работы, новая настоятельница нуждалась в руководстве и указаниях. Старец, повинуясь распоряжениям консистории, неоднократно назначал дни своего отъезда, но ухудшение здоровья, наступавшая слабость — следствие его хронической болезни — заставляли его откладывать свой отъезд. Так протянулось дело до осени. Вдруг пришло известие, что сам Калужский епископ Виталий (Иосифов), недовольный медлительностью старца [2], собирается приехать в Шамордино и увезти его. Тем временем старец Амвросий слабел с каждым днем.

Старец скончался 10 октября 1891 года.

Телеграмма о кончине старца застала еп. Виталия на полпути до Шамордина, на ночлеге в Перемышльском монастыре. Преосвященный изменился в лице и смущенно сказал: «Что же это значит?» Преосвященному советовали на другой день вернуться в Калугу, но он ответил: «Нет, вероятно, такова уж воля Божия! Простых иеромонахов архиереи не отпевают, но это особенный иеромонах — я хочу сам совершить отпевание старца».

Было решено перевезти о. Амвросия в Оптину Пустынь, где провел он свою жизнь и где покоились его духовные руководители — старцы Лев и Макарий. На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9, 22). Слова эти точно выражают смысл жизненного подвига старца.

Ныне его мощи почивают в Свято-Введенском соборе Оптиной пустыни. В Оптинском скиту у самого входа сохранился домик старца Амвросия.

В 1988 году по решению Поместного Собора Русской Православной Церкви состоялось прославление преподобного Амвросия Оптинского.

ТРОПАРЬ ПРЕПОДОБНОМУ АМВРОСИЮ ОПТИНСКОМУ, ГЛАС 5
Яко к целебному источнику, притекаем к тебе, Амвросие, отче наш, ты бо на путь спасения нас верно наставляеши, молитвами от бед и напастей охраняеши, в телесных и душевных скорбех утешаеши, паче же смирению, терпению и любви научаеши; моли человеколюбца Христа и Заступницу усердную// спастися душам нашим.

КОНДАК ПРЕПОДОБНОМУ АМВРОСИЮ ОПТИНСКОМУ, ГЛАС 2
Завет Пастыреначальника исполнив, старчества благодать наследовал еси, болезнуя сердцем о всех, с верою притекающих к тебе. Темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти: отче святый Амвросие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОМУ АМВРОСИЮ ОПТИНСКОМУ
О великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое, еще на земли тя сущи, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас недостойных чад твоих (имена), чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений, низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сия, в нейже сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.


Copyright © 2024 Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь Rights Reserved.