Свт. Феодорит Рязанский - Святитель Феодорит (1551-1617) св. архиепископ Рязанский и Муромский в 1605-1617. Происходил из знатной семьи. Принял монашество по благословению св. Патриарха Иова. В 1604 стал архимандритом рязанского Спасского монастыря. В 1605 рукоположен сщмуч. Гермогеном (будущим св. Патриархом, в то время Митрополитом Казанским) во Епископы Рязанские и Муромские. Возведен в сан Архиепископа. 8/21 мая 1605 принимал участие в браковенчании самозванца Лжедимитрия I с Мариной Мнишек. После разоблачения и низвержения самозванца участвовал в венчании на царство Царя Василия Шуйского. При помощи и покровительстве Царя воздвиг Успенский собор. В 1609 открыл мощи святителя Василия Рязанского и совершил их перенесение в новопостроенный Успенский собор. Особо чтил Феодотьевский образ Божией Матери и повелел сделать с него списки. Участник Великого Поместного Церковного и Земского Собора 1613 года. Именно св. архиепископ Феодорит в Неделю Православия, 21 февраля 1613 года, вопрошал народ с Лобного места о том, кого следует возвести на престол, и услышал в ответ общий голос – «Природного Царя Михаила Феодоровича!». Возглавил посольство Великого Собора, возвестившее Михаилу Феодоровичу Романову известие о его всенародном призвании на Царство и умолявшее принять это призвание. Вплоть до своей блаженной кончины являлся одним из сподвижников и духовных наставников первого Царя из Дома Романовых. Почил 10 сентября ст.ст. 1617 и был погребен в Архангельском соборе Рязанского Кремля. Ныне мощи почивают в рязанском Троицком соборе. Общецерковно почитается в Соборе Рязанских и Соборе Костромских святых. В Рязанской епархии, кроме того, установлено его особое местное почитание.
Дни памяти: 10/23 сентября (день преставления в 1617), 23 января/5 февраля (в Соборе Костромских святых), 10/23 июня (в Соборе Рязанских святых)
10/23 сентября. Иже во святых отца нашего Феодорита, Архиепископа Рязанскаго и Муромскаго
Свт. Гавриил Рязанский - Память 7 апреля, в Соборах Белорусских, Нижегородских, Рязанских святых
В миру Городков Григорий Иванович, родился 17 апреля 1785 года в селе Городковичи Спасского уезда Рязанской губернии в семье пономаря.
В 1808 году окончил Рязанскую семинарию.
В 1809 году был отправлен для продолжения образования в С.-Петербургскую духовную академию.
В 1814 году окончил курс академии со степенью магистра богословия и назначен преподавателем Рязанской семинарии.
В 1815 году пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха.
27 февраля 1816 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Рязанского Троицкого монастыря.
В 1817 году определен инспектором Рязанской семинарии. В том же году переведен ректором в Орловскую семинарию для преобразования ее согласно с новым положением о духовных школах и назначен архимандритом Успенского монастыря в Орле.
С 1818 года - ректор Нижегородской семинарии и настоятель Макариевского монастыря.
С 1821 года - настоятель Нижегородского Печерского монастыря.
20 мая 1828 года хиротонисан во епископа Калужского и Боровского.
26 августа 1831 года назначен епископом Могилевским и Витебским для подготовки воссоединения западно-русских униатов.
30 апреля 1833 года - епископ Могилевский и Мстиславский.
26 декабря 1833 года возведен в сан архиепископа.
15 апреля 1837 года переведен в Рязань.
В 1841-1843 годах присутствовал в Св. Синоде.
5 июня 1858 года уволен на покой в Ольгов монастырь Рязанского уезда с правом управления этим монастырем.
Скончался 7 апреля 1862 года. Погребен в Троицкой церкви Ольгова монастыря.
16 июля 1999 святитель Гавриил прославлен в лике месточтимых святых. Мощи святителя обретены 26 октября 1999 г. и покоятся в Свято-Троицком монастыре г.Рязани.
Свт. Мелетий Рязанский - В Вятской губернии, в семье сельского священника Космы Якимова, в 1835 году родился сын Михаил. Слабый от рождения, рос он мальчиком болезненным, но к учению был очень способен. Происхождение из духовного звания открывало ему дорогу к образованию, и, несмотря на бедность и слабость здоровья, он с успехом окончил училище и семинарию. Рано лишившись отца, Михаил мог рассчитывать лишь на свои силы, а потому по окончании, обучения принял постриг в рясофор и исполнял обязанности библиотекаря, а позже учителя Вятского духовного училища. В 1858 году он поступил в Казанскую духовную академию, где принял постриг с именем Мелетий и через год покинул ее. В 1861 году Господь призвал его на миссионерское служение. Указом Синода от 9 декабря он был послан в Посольский Спасо-Преображенский монастырь на Байкале.С 1862 года иеродиакон Мелетий весьма успешно начал миссионерскую деятельность среди бурят. Именно здесь, в крайне сложных условиях, открылся талант отца Мелетия к проповеди Слова Божия. Обретая плоть, прорастало Слово Божие в душах недавних идолослужителей стремлением ко крещению. Возводились храмы, возникали постоянные поселения из недавних кочевников, ныне новокрещенных. Десять лет жил он среди бурят, и священноначалие, наблюдая за результатами столь успешной проповеди, направило его на новое место, к тунгусам, кочевавшим на самой границе с Монголией. Ровно через год отец Мелетий был возведен в сан архимандрита и назначен начальником Иркутского отдела духовной миссии, а чуть позже он уже игуменствовал в Саянских горах, в Ниловой пустыни.
Беспокойное миссионерское служение вынуждало отца Мелетия не только скитаться по горам и долинам Сибири, но и заниматься самообразованием. Для знакомства с методами переводов духовной литературы на языки инородцев он был вызван в Казань. Здесь он встретился с известным переводчиком и миссионером Н. И. Ильминским. Встреча эта сыграла огромную роль в его миссионерской деятельности. Общение с Ильминским подтолкнуло его к написанию целого ряда книг. Первой вышла из-под его пера книга на бурятском языке «Учение о Святой Православной Христианской вере».
Пять лет управлял отец Мелетий Иркутской миссией, и за это время им было обращено более одиннадцати тысяч язычников.
5 ноября 1878 года отец Мелетий был хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии, и назначен начальником Забайкальской духовной миссии с центром в Чите. Здесь, для проповеди Слова Божия, он создал церковное братство во имя просветителей славян Кирилла и Мефодия, а также святителя Иннокентия, просветителя народов Сибири и апостола Америки, незадолго перед тем скончавшегося. Одиннадцать лет управлял епархией владыка Мелетий. За это время более четырех тысяч душ было обращено к спасительному пути из мрака шаманства и ламаизма.
После двадцати семи лет трудов в Иркутской епархии он был назначен управляющим Якутской епархией. Подобно своему предшественнику, епископу Дионисию (Хитрову), он успешно трудился на ниве Христовой, о чем свидетельствует возросшее число церквей и часовен, умножившееся количество обращенных в православие — и все это за шесть лет. Для устройства церковно-приходских школ владыка Мелетий тратил ежегодно до шести тысяч рублей из земских сборов.
Особой проблемой Якутской епархии была проказа. Для при¬влечения внимания к участи больных проказой святитель написал и опубликовал в Якутских епархиальных ведомостях статью «Проказа в Вилюйском округе». Резонанс был настолько сильным, что подвигнул к помощи даже иностранных миссионеров, не говоря уже об участии отечественных добровольцев и жертвователей. В следующем году в Якутск приехала английская сестра милосердия мисс Кэт Марсден, хорошо знавшая это заболевание.
В 1896 году владыка Мелетий был переведен на Рязанскую кафедру. И здесь не пропал втуне его миссионерский дар. Скоро он оживил деятельность Православной Церкви против мусульманского прозелитизма в Касимовском уезде. На новом месте продолжил владыка свое ревностное служение апостола-миссионера, сохраняя поистине подвижнический образ и дух жизни.
После владыки Мелетия осталось немало письменных трудов. Кроме проповедей, миссионерских записок и отчетов о Забайкальской и Иркутской миссиях, он опубликовал множество статей исторического и этнографического содержания.
Творческое наследие преосвященного Мелетия было опубликовано в Иркутских, Якутских и Рязанских епархиальных ведомостях и в «Православном благовестнике». Отдельными изданиями вышли его работа «Очерки из истории распространения Евангельской проповеди и борьбы с ламаизмом на границах Китая и Монголии», а также замечательная работа «Пустынник Варлаам, основатель Иоанно-Предтеченского скита...».
Мисаил Шацкий (+ 1655/1656), архиепископ Рязанский и Муромский, священномученик, чудотворец.
Память 9 апреля (местн.), в Соборах Липецких, Рязанских и Тамбовских святых
Родился в селе Грузине, Новгородской епархии.
Монашескую жизнь начал в Новгородском Деревяницком монастыре. Отличался благочестивой жизнью. Братией монастыря был избран воигумена. Своим благочестием и опытностью в духовной жизни он обратил внимание Новгородского митрополита Никона, будущего патриарха, который указал на Мисаила, как на достойного преемника почившему владыке Рязанскому.
13 апреля 1651 года был хиротонисан во епископа Рязанского с возведением в достоинство архиепископа.
Вступив в управление Рязанской епархией, архипастырь нашел упущения в монастырях и среди белого духовенства. Ревнуя о славе Божией, святитель Мисаил в самом начале своего архипастырского служения разослал грамоту к пастве, в которой преподал ей отеческие увещания. Игуменам же монастырей давал наставления строго соблюдать монастырские уставы. Его обращения к пастве и духовенству отличались простотой, искренностью и свидетельствовали о нем как об архипастыре умном, высоко нравственном. Сильный духом и ревностью к вере, Мисаил боролся главным образом против повального народного пьянства и против религиозного безразличия, проявлявшегося в крайней и массовой холодности к Церкви.
С первого же года своего архипастырства архиепископ Мисаил обнаружил неутомимую деятельность. Он отечески вникал в частную жизнь подчиненного ему духовенства и во все праздники звал свою братию к своему столу. С силою восстал против корчемников и их досмотрщиков, которые систематически спаивали народ, и изгнал их из епархии. Всех вдовых священников, подававших повод к соблазну силой постригал в монашество и отсылал в монастыри.
Святитель очень любил совершать богослужения, причем совершал их всегда торжественно и пышно. Бывший в частной жизни строгим монахом, воздержанным во всем, он во время церковной службы одевался в дорогие одежды, желая и внешним видом прославить Церковь. Владыка Мисаил был усердным почитателем Рязанского первосвятителя Василия.
Основная же заслуга святителя Мисаила состоит в том, что он взял на себя подвиг апостольского служения по просвещению инородцев Рязанского края. В первые годы святительства он возложил это дело на монаха Артемия, так как сам много занимался приведением в порядок епархиальных дел, затем был вызван патриархом Никоном в Москву на Собор по исправлению богослужебных книг. В 1654 году владыка Мисаил испросил у патриарха благословения на проповедь среди мордвы и татар. Получив патриаршую и царскую грамоты, самоотверженный архипастырь с несколькими священниками сам отправился в мордовские селения. Он переезжал из одного селения в другое, проповедуя слово Божие. Проповедь святителя имела успех. Более 300 язычников приняли святое крещение.
Затем он вторично предпринял поездку и более года провел в апостольских трудах, окрестив при этом 4200 человек мордвы и татар в Шацком и Тамбовском уездах. В Касимове крещены им два царевича; к Православию присоединялись иногда целые селения. Однако, его проповедь на этот раз встретила упорное противодействие со стороны магометан и язычников. Для успешного продвижения дела ему пришлось опереться на гражданскую власть.
В феврале следующего года святитель снова отправился на проповедь в Шацкий уезд. Опасность для владыки всё росла. Многие мордовцы упорно сопротивлялись распространению христианства, поэтому были враждебно настроены по отношению к архипастырю. Но святителя ничто не останавливало, он шел в самые отдаленные места. Последнее путешествие окончилось для архипастыря трагически. Язычники, видя успех проповеди святителя, решили убить его. Собравшись в количестве 500 человек, они в деревне Ямбирно с оружием в руках ожидали неутомимого проповедника. Когда архиепископ приблизился в этой деревне, мордовцы вышли из своей засады и пустили в святителя тучу стрел, одна из которых пронзила левую руку и грудь святителя.
Ранение оказалось смертельным. Его привезли в село Агломазово, где после 11 дней страданий, он мирно отошел ко Господу 9 апреля 1655 или 1656 года, в Четверг на Светлой седмице. По желанию святителя он был погребен близ Чернеева монастыря у церкви святого Мины, в лесу.
В следующем же году по воле патриарха Никона и царя Алексея Михайловича тело его было перенесено в Рязанский Архангельский собор. Святитель Мисаил стал первым мучеником Тамбовской земли. В 1988 году Русская Православная Церковь причислила его к лику святых.
Труды - Увещательная грамота к пастве.
Священноисповедник протоиерей Сергий (Правдолюбов)
Священноисповедник протоиерей Сергий Правдолюбов родился в 1890 году в селе Маккавеево в Рязанской губернии в семье учителя Касимовского духовного училища (впоследствии протоиерея Успенской церкви г. Касимова) Анатолия Правдолюбова. Род Правдолюбовых был священническим с середины XVII века. Сергий Правдолюбов закончил Рязанскую Духовную семинарию и Киевскую Духовную академию, женился и в 1915 году был рукоположен во священника к Спасской церкви в слободе Кукарка в Вятской губернии (впоследствии город Советск).
В 1919 году он был назначен настоятелем Троицкого собора в Кукарке. Здесь ему сразу же выпало тяжелое испытание. В город пришел карательный отряд латышских стрелков, ночью они прошли с рейдом по городу, арестовывая и расстреливая на ходу самых влиятельных людей города. Подошли к Троицкому собору и, разбудив сторожа, потребовали сказать, в каком доме живет «главный поп». Сторож показал не на дом благочинного и настоятеля собора отца Сергия, а на дом прежнего настоятеля, который был в преклонных летах и находился на покое, но для сторожа по многолетней привычке и был «главным попом». Старого священника разбудили, вывели из дома и тут же расстреляли. Отец Сергий всегда помнил этот случай и всегда молился о расстрелянном вместо него старом священнике.
Еще раз в том же году отец Сергий избежал смерти. Всех священников города Касимова, в том числе и отца Сергия, арестовали, свезли в лес и велели копать большой ров недалеко от железнодорожной ветки. Все духовенство было уверено, что копают могилу для себя. Плакали, молились. Потом подъехал товарный состав, и начальник прокричал: «Вам, попам, не привыкать к покойницкой вони! Вот мы и пригнали вас сюда разгрузить и закопать 4 вагона тухлой рыбы. После этого, по моей команде, можете быть свободны». Во время того, как отец Сергий копал ров, думая, что роет себе могилу, умер его сын, младенец Владимир.
В 1923 году отец Сергий с семьей (женой и пятью детьми) переехал на родину, в Касимов, где был назначен настоятелем Троицкой церкви. В 1929 году он был арестован вместе со многими другими священнослужителями города и района и приговорен к двум годам лишения свободы. Прихожане не оставили его, постоянно хлопотали об освобождении своего пастыря, и к Пасхе 1930 года отец Сергий был освобожден. Следующий арест последовал в 1935 году, вместе с братом, иереем Николаем Правдолюбовым, и сыном Анатолием отца Сергия арестовали по «Делу Матроны Анемнясевской». Его приговорили к 5 годам заключения и вместе с сыном отправили в Соловецкий лагерь особого назначения, а через 2 года в Медвежьегорсклаг в Карелии.
Освободился отец Сергий в 1943 году, он вернулся в Касимов, но Троицкая церковь была закрыта, и других священнических мест не было. Отец Сергий со своей семьей существовал случайными требами и временным служением в том или ином храме во время болезни штатных священников. Матушка Лидия Дмитриевна работала и помогала прокормить семью. В декабре 1943 года протоиерей Сергий Правдолюбов был мобилизован на трудовой фронт в каменоломни в поселке Малеево в Рязанской области. В течение 3-х лет он работал там в качестве сторожа. Эти каменоломни по добыче белого камня ранее являлись местом работы заключенных.
Здоровье отца Сергия было надорвано, он долго не виделся с родными, и в 1944 году он написал духовное завещание, которое называлось «Моим детям и внукам. О том, как проводить посты и готовиться к исповеди и приобщению Святых Христовых Тайн».
В 1946 году отец Сергий был назначен настоятелем Спасской церкви в городе Спасске в Рязанской области. В следующем году его сын Анатолий был рукоположен во диакона к этой церкви, а вскоре стал священником и ее новым настоятелем, а его отец уехал жить в село Лебедянь, и до конца дней служил в местном храме. Скончался протоиерей Сергий Правдолюбов в 1950 году в возрасте 60 лет. Его похоронили в Касимове, в Троицкой церкви.
По материалам интернет-радио «Град Петров».
Святой праведный протоиерей Петр Алексеевич Чельцов
(1888—1972) был верным сыном Русской Православной Церкви. Об этой верности свидетельствует и исповеднический подвиг отца Петра, более пятнадцати лет проведшего в заключении и ссылке за веру Христову, и его самоотверженное более чем шестидесятилетнее пастырское служение. Отец Петр глубоко почитал святого праведного Иоанна Кронштадтского и Оптинских старцев и, восприяв их опыт окормления народа Божия, служил своей пастве и молитвой, и словом, и примером благочестивой жизни, и милостыней, а в последние годы жизни еще и благодатными дарами прозрения и исцеления. Когда отец Петр поселился в 1955 году на месте своего последнего земного упокоения, в селе Пятница Гусь-Хрустального района Владимирской области, к нему приходила блаженная раба Божия по фамилии Романова, которая часто повторяла: «Потекут в Пятницу ключи...»
И действительно, потекли одушевленные ключи в это небольшое село, затерянное среди мещерских болот — с разных концов Руси стали приезжать к старцу люди. Приезжали из Московской, Владимирской, Рязанской, Нижегородской, Волгоградской областей, из Санкт-Петербурга, Смоленска, Казани, Чебоксар, Ижевска, Печор, из Мордовии, с Урала и из других мест. Это были и простолюдины, и высокопоставленные лица, и архиереи, и духовенство, и монашествующие. Ехали за благословением на дальнейшую жизнь, за утешением и советом в скорби, за исцелением душевных и телесных недугов.
Верной помощницей, сподвижницей и сотаинницей отца Петра была его матушка, Мария Ивановна Чельцова (1892-1972), подражавшая скромному служению жен-мироносиц. Она добровольно разделяла с батюшкой ссылку, а во время заключений поддерживала его. Особым подвигом их совместной жизни было то, что они не имели супружеских отношений. Эта благочестивая чета своим единомудренным угождением Богу воскрешает образы святых супругов: мучеников Адриана и Наталии, преподобных Кирилла и Марии Радонежских, преподобных благоверных князей Петра и Февронии Муромских.
На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года протоиерей Петр был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских.
Святитель Василий, епископ Рязанский
† 1295 10/23 июня.
Святитель Василий, епископ Рязанский, чудотворец, жил в XIII веке. В церковных песнопениях свт. Василий именуется «прежде рождения… на служение спасению людей свыше предизбранный», «от пелен младенческих Господу Богу посвященный», «от юности… всем сердцем Господа возлюбивый».
Духовное его рождение началось с самого младенчества, во святом крещении. Просвещенный Духом Святым, свт. Василий с юношеского возраста умертвил телесные чувства свои воздержанием, побеждая страхом Божиим в себе все греховное и насаждая в душе и сердце своем все святое.
Первые подвиги своего благочестия он начал в Муроме. Там он принял монашеский постриг, и, когда Промыслу Божию угодно было поставить его святителем пастве Муромо-Рязанской, свт. Василий уже сиял высокими подвигами воздержания, кротости и смирения. Об избрании свт. Василия в сан епископа находится сказание в житии Муромских чудотворцев – благоверного князя Константина и чад его, помещенном в Прологе под 21 мая. В нем говорится так: «Спустя много лет, по преставлении благоверного князя Константина и чад его и по запустении града Мурома от неверных людей, и спустя много лет после благоверного князя Петра и княгини Февронии, прибыл из Киева в Муром благоверный князь Георгий Ярославович и поставил себе двор в Муроме; то же учинили бояре его и все купцы Муромские. Сей князь обновил первоначальную тамошнюю церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы и второй храм св. страстотерпцев Бориса и Глеба и поставил у церкви их попрежнему епископа именем Василия, мужа праведна и благочестива».
Воспринявши на себя высокий сан архиерейства, в возрождающемся Муроме свт. Василий со всею ревностью истинного архипастыря церкви Христовой, при всемерной поддержке благоверного князя Георгия, начал трудиться в устроении своей паствы: рассеянных монголо-татарским нашествием собирал во едино стадо, изнемогающих укреплял верою, сокрушенных утешал твердою надеждою на Милость Божию, заблудших возвращал на путь правый, страждущих исцелял от немощей душевных и телесных. В таких высоких подвигах добродетели свт. Василий показал себя пастырем добрым, мудрым и неусыпным, милостивым и любвеобильным, незлобивым и смиренным, непоколебимым столпом чистоты и целомудрия. Святитель Василий, пережив со своей Богоданной Рязанской паствой самые трудные годы варварского разорения, не только сохранил епископскую кафедру, но и веру Православную в своих пасомых, являясь для них образцом праведности и благочестия в тяжелых условиях ига нечестивых и упадка духовных, моральных и физических сил народа. «Ангелу Божию подобен был еси», – поется в акафисте святителю Василию.
Но враг рода человеческого восстал на святителя Василия, и, как исконный ненавистник добра, покусился помрачить своими обольщениями славу его добродетелей. В сказании о святителе Василии, которое находится в житии Муромских чудотворцев, свв. блгвв. князей Константина, Михаила и Феодора, говорится так: «Искони ненавидяй добра, иже древний губитель душам христианским, нача на святаго епископа споны творити, яко да прилична его блудному делу сотворить, и вообразуя себе диавол в девицу и объявля всенародно града Мурома из храмины в оконце святительское, яко держит у себя на ложе девицу. Иногда же из храмины проход творяше от епископа».
Однажды бояре и народ собрались к свт. Василию в вечернюю пору и видят «девицу», бегущую вверх по ступеням к святителю, а в руках у нее сапоги. Так устроил враг рода человеческого. Народ, увидевши это, возопил: «О, епископе, недостойно тебе имети девицу в храмине своей, на ложе». Не сумел духовно малоопытный и маловерный народ распознать козни вражии и, обманутый, усомнился в святости своего Владыки. Напрасно свт. Василий уверял народ: «…неповинен я делу сему блудному, еже вы речете ми». Народ разъярился и слушать не хотел его слова. Паства не имеет права сама судить своего архиерея, ибо это есть право Собора святителей. Однако ослепленный вражиими кознями муромский люд с боярами, в самозабвении приступил к самосуду над угодником Божиим. Ослепленный вражьей злобой народ не убоялся восстать на своего святителя, не устыдился честных седин епископа и положил изгнать его из Мурома. Нашлись и такие, которые в неистовстве своем кричали: «За сие дело убием его!"
Тогда свт. Василий попросил их: «Отцы и братия, дайте мне немного времени, до третьего часа дне». Кротость архипастыря и слова, прозвучавшие из глубины невинного сердца, поразили народ, и он, согласившись, разошелся по домам. Оклеветанный праведник всю ночь со слезами молился в соборном храме святых Бориса и Глеба, совершил всенощное бдение, а утром – Божественную литургию. Затем, отпел молебен пред чтимою иконою Пресвятой Богородицы именуемой «Муромская», принесенной из Киева св. благоверным князем Константином. Господь услышал моления Своего угодника и вразумил свт. Василия поступить по слову Его: «А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших… Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф. 10,14-23). Затем, взяв на руки чудотворную Муромскую икону Божией Матери, предавши себя Воле Божией, и с надеждою на заступление Царицы Небесной, пошел к реке Оке, чтобы навсегда оставить Муром. Народ хотел было дать ему лодку к плаванию, но святитель Василий, «стоя со образом Богородичным на брезе, снем с себе мантию и простре ю на воду и поступи на ню, нося образ Пресвятыя Богородицы, и абие несен бысть духом бурным и со образом Богородичным противу быстряны речныя, отнюду же река течет». Мантия сделалась для него легким кораблем, а Промысел Божий и заступление Богородицы – кормилом. Увидев такое чудо, муромцы прозрели от дьявольского ослепления и возопили со слезами: «О, святый Владыко Василие, прости нас, грешных рабов своих!» Но святитель Василий был взят от глаз муромцев «в мгновение ока». Так оправдал Бог оклеветанного праведника перед муромским народом, обманутым врагом. Так посрамил Он козни диавола, ищущего погибели христианам.
Свт. Василий оставил Муром после обедни в девятом часу утра, а в третьем часу того же дня, к вечерне, был принесен в Рязань (Старую) расстоянием более двухсот километров от Мурома. Господь чудесным образом известил жителей Рязани о приближении к их городу свт. Василия. Сказание повествует, что рязанцы, перед самым прибытием святителя, собрались в храм к вечернему богослужению, но диакон, вышедший начинать службу, при всех усилиях не мог произнести обычного начала: «Благослови Владыко». Народ смотрел на это с изумлением. Наконец диакон, как бы разрешенный от уз, связавших его уста, провозгласил: «Не могу начинать, Владыко идет, Владыку встречайте!» И весь собор духовенства со святым крестом, а также великий князь Феодор Романович с боярами и народом поспешили выйти на берег Оки, навстречу Богоявленному святителю. Видя его плывущим на мантии, с пречистым образом Богородицы, от умиления простерли руки свои к нему и взывали: «О, Богоявленне нам святителю, прииди и ниспосли нам благодать спасительную, юже от Бога приял еси». С несказанной радостью принял свт. Василия великий князь и весь народ рязанский. Затем святитель, в сопровождении великого князя, духовенства и народа, вошел в соборный храм и возглавил богослужение. С этого времени епископская кафедра навсегда упразднилась в Муроме. И хотя впоследствии Муром получает благословение от епископов Рязанских, но жить туда они уже не возвращаются. Постоянным местоприбыванием их становится сначала Рязань (Старая), а затем ПереяславльРязанский, где навсегда утвердилась кафедра епископов Рязанских и в титуле своем они стали именоваться сначала Рязанскими, потом Муромскими. Но в память того, что св. Глеб был первым князем в Муроме и положил там начало христианской вере, Рязанская и Муромская епископия удерживала долгое время еще и название Борисоглебской, как сказано в летописи «ради одержания града Мурома святому князю Глебу». Впоследствии Муромские земли отошли к Владимирской епархии.
В тяжелые времена свт. Василий был послан Промыслом Божиим во укрепление и утешение своей богоданной пастве рязанской. То было время скорбей, время тяжкого ига монголотатарского и непрестанных опустошительных набегов степных племен на Русскую землю.
В 1288 году на полях рязанских, прежде опустошенных Батыем, явился новый тиран – воин Элортай, сын Тимур-Хозерова. Он опустошил Мордовскую землю, Муром и Рязань. Тут окончательно погибла слава престольного града Рязани, и она уже не смогла подняться из руин и пепла. Древний, дивно красивый, богатый и узорчатый город, столица знаменитого великого княжества со всеми своими храмами и монастырями, исчез навсегда. От него остались лишь земляные валы, памятники укреплений его, древнее городище и село с названием Старая Рязань.
Но Промысел Божий назначил святителю Василию третий и последний удел его архипастырского служения и последующего блаженного упокоения – ПереяславльРязанский, нынешнюю Рязань. По церковному преданию, свт. Василий и сюда приплыл по Оке и Трубежу, на своей мантии, с тем же чудотворным образом Божией Матери Муромской, к церкви свв. Бориса и Глеба. Здесь святитель основал новую Рязанскую епископию, и Борисоглебская церковь с того времени до 1522 года являлась кафедральным собором. По церковному преданию это событие произошло в 1291 году.
Начиная со свт. Василия, воссоздается непрерывный ряд Рязанских архиереев, и все они уже имели кафедру не в Рязани (Старой), а в Переяславле-Рязанском. Вслед за свт. Василием разоренную старую столицу княжества покинули и князья. Ярослав Романович стал князем Пронским, а Феодор Романович прибыл в Переяславль Рязанский.
Здесь самоотверженное пастырское служение свт. Василия продолжалось несколько лет. Перенесенные им огорчения, труды и заботы, скорби и печали, при виде страждущей, под игом татар, паствы прервали многотрудную земную жизнь святителя, и 3/16 июля 1295 года великий угодник Божий, неутомимый ратник воинства Христова, печальник, молитвенник и чудотворец, святитель Рязанский Василий почил о Господе, и был погребен в Борисоглебском соборе Переяславля Рязанского.
Священноисповедник Александр Орлов
27 апреля (14 апреля ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память священноисповедника Александра Орлова — духовника блаженной Матроны Анемнясевской, канонизированнойв 1999 году. На вопрос следователя о том, что он может сказать о Матроне Анемнясевской, отец Александр ответил: «Она — великая святая!», за что и провел пять лет в лагерях.
Маккавеевские мученики
В Касимовском районе Рязанской области есть поселок городского типа — Сынтул (название, несмотря на кажущийся «татарский» привкус, русское — означает «Сын Тулы»). До недавнего времени основу жизни поселка составляли чугунолитейный завод, основанный в далеком 1786 году и мебельная фабрика советских времен — сегодня они не работают. Будущее Сынтула туманно — «колесо истории» потихоньку стирает с лица земли этот островок цивилизации…
Но есть в Сынтуле свой островок вечности — деревянная Покровская церковь постройки 1780-х годов. Известно, что до революции та часть нынешнего Сынтула, где находится церковь, носила название села Маккавеева (по другим версиям — Макковеева, или Мокковеева), а Сынтульский завод как деревня был приписан к маккавеевской Покровской церкви. Маккавеевский храм видел многое — даже в годы самых лютых гонений на православие он не закрывался.
Село Маккавеево, которого сегодня уже и на картах нет,- не пустой звук для тех, кто интересуется историей Русской Православной Церкви. Невероятно, но факт: название села соответствует его судьбе. Из этого небольшого уголка Рязанщины происходят семь новомучеников Российских — ровно столько же, сколько и ветхозаветных мучеников Маккавейских. Это священномученик Михаил Дмитриев, мученик Владимир Правдолюбов, священномученик Анатолий Правдолюбов, священноисповедник Сергий Правдолюбов, священномученик Николай Правдолюбов, священномученик Александр Туберовский и священноисповедник Александр Орлов.
Духовник Матронушки
Отец Александр Орлов был потомственным сельским священником. Он родился в 1878 году на Рязанщине, в том самом селе Маккавеево. Отец его, Василий Евдокимович, вскоре после рождения сына стал диаконом маккавеевской Покровской церкви. Александр Васильевич еще с 1905 года служил в этой же церкви псаломщиком.
Александр Орлов был из тех людей, кто воспринял гонения на веру как личный призыв Господа послужить Церкви Христовой. В кровавом 1919 году, когда многие его односельчане отошли от Бога, а верующие стремились скрыть свою принадлежность к православию, он, напротив, принял сан диакона и стал открыто сужить и проповедовать. А в 1932 году, когда советская репрессивная машина начала в очередной раз набирать обороты, решил идти до конца и был рукоположен во иерея. С тех пор он служил неподалеку от родного села, в храме великомученицы Параскевы села Шеянки (ныне — Шеенки).
Известно, что большую роль в принятии отцом Александром решения о священстве сыграла местная блаженная — Матронушка Анемнясевская. Она жила в четырех километрах от его храма, в селе Анемнясево Касимовского уезда. Еще будучи диаконом, отец Александр часто посещал ее и подолгу с ней беседовал. Став иереем, на протяжении долгих лет он был духовником Матронушки, несмотря на занятость, регулярно навещал ее, причащал, и незадолго до смерти несколько раз соборовал. Именно за Матронушку отца Александра преследовала и в конечном итоге, убила безбожная власть.
Матронушке — точнее, Матроне Григорьевне Беляковой в 1932 году было уже 62 года. В возрасте семи лет, переболев оспой, она полностью ослепла. В возрасте десяти лет, после продолжительных побоев со стороны матери (по преданию, слепая Матронушка уронила с крыльца на землю маленькую сестренку), стала полным инвалидом — не могла ни ходить, ни сидеть, а только лежать на постели.
Матрона терпела постоянное унижение со стороны близких. Родители, братья и сестры не только не жалели несчастную, но и обходились с ней подчеркнуто грубо. Но девушка смиренно переносила обиды и никого не осуждала: утешение она находила в молитве. За это от Господа она получила многие дары — могла предсказывать будущее, помогать другим советами, утешать тех, кто пребывает в унынии. Местные крестьяне, заходя к Матронушке в гости, не раз исцелялись от болезней.
Когда Матроне исполнилось 17 лет, молва о ней распространилась по окрестностям, к ней начали стекаться страждущие за поддержкой и утешением со всей губернии. У Матронушки появилось много друзей и почитателей из числа духовенства и монашествующих (по преданию, Матронушка особенно привечала монашек и девиц). Из священников ближе всех ей был отец Александр Орлов.
Постоянно страдая от болезней, однажды Матрона Григорьевна почувствовала себя особенно нездоровой и, предчувствуя близость смерти, попросила отца Александра почитать канон на исход души. Как сообщает автор жития отца Александра, игумен Дамаскин (Орловский), «по окончании она с грустью и в раздумье сказала, что не так уже она теперь жалеет людей, как жалела раньше, что вся земная жизнь отдаляется от нее, уходит. «И уже никого мне теперь не жалко, никого не жалко, – несколько раз повторила блаженная, – только отца Александра немножечко, немножечко жалко»».
В 1934 году отец Александр был переведен на новый приход — в Троицкий храм села Гусь Железный Касимовского района. Но и оттуда он регулярно приезжал навестить Матронушку.
«Дело попов Правдолюбовых и больного выродка…»
Поток страждущих в дом Матронушки, несмотря на усиленную пропаганду безбожия в СССР, с каждым годом возрастал. Односельчане отца Александра, иерей Николай Анатольевич и Владимир Анатольевич Правдолюбовы, видя, сколь велик интерес народа к личности Матронушки, составили ее подробное жизнеописание (см. Житие Святой Блаженной Матроны Анемнясевской/Сост. Священник Николай Правдолюбов, Владимир Правдолюбов. Издание прот. Сергия Правдолюбова. – М.: Святитель Киприан, 1999).
Рассказ о Матронушке быстро разошелся по округе. Верующие передавали его друг другу, переписывали от руки. В июне 1935 года НКВД Касимовского района отреагировало на происходящее коллективным арестом.
Арестованы были авторы жития — иерей Николай и иерей Владимир Правдолюбовы, а также брат иерея Николая, протоиерей Сергий Анатольевич Правдолюбов, и его сын — Анатолий. Иерей Александр Орлов был арестован как духовник Блаженной Матроны. Всего было арестовано 10 человек. Дела всех арестованных объединили в один том, название которому было дано в соответствующей большевистской стилистике: «Дело попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой». Формально вина Матреши и ее друзей заключалась в том, что из-за них в районе «задерживается коллективизация» (!!). Обвиняемых поместили в Рязанскую тюрьму, а затем переправили в Москву, в Бутырки.
Отец Александр во время допросов не только не стал отрицать своей связи с Матронушкой, но, как мог, защищал ее светлое имя. «Я действительно почитаю ее и живу по ее советам. Об этом я говорил верующим и советовал им сходить к ней для советов», — мужественно заявил он следователям.
– Нам известно, что вы в целях прославления блаженной Матреши Беляковой, проживающей в деревне Анемнясево… рассказывали верующим о ее праведной жизни, о ее мудрых советах и советовали больным обращаться к ней, как могущей исцелить от болезней. Скажите, проводили ли вы упомянутую деятельность по прославлению блаженной Матреши?
– Я, как духовник блаженной Матреши, бывал у нее, знал о ее благочестивой жизни и мудрости, поэтому я действительно рассказывал верующим о ней, как о блаженной и праведнице, могущей давать мудрые советы по всем жизненным вопросам и имеющей способность чудесно исцелять от болезней; при этом я советовал верующим и особенно больным сходить к ней и получить исцеление от своей болезни.
– Скажите, какие советы давала своим почитателям блаженная Матреша?
– В моем присутствии блаженная Матреша советовала своим почитателям чаще ходить в церковь, больше молиться, служить молебны угодникам Божьим. Советовала вести трезвую жизнь. Уважать родителей и старших. Какие советы давала блаженная Матреша по вопросу о вступлении в колхозы, мне неизвестно, так как в моем присутствии на эту тему никаких разговоров не было.
В обвинительном заключении следователь написал, что священник, «являясь участником контрреволюционной группировки, в контрреволюционных целях активно прославлял “блаженную Матрешу” Белякову, организовывал к ней паломничество верующих и на ее квартире совершал тайные богослужения».
Особое Совещание НКВД СССР от 2 августа 1935 года вынесло отцу Александру приговор — 5 лет исправительно-трудовых лагерей. Вслед за тем 57-летнего священника этапировали в Соловецкий лагерь особого назначения, а через несколько месяцев переместили в Карелию, в лагерный пункт Сосновец Медвежьегорского лагеря.
«Своей святостью сильно влияет на темную массу»
После ареста священников настала очередь Матронушки. В Анемнясево было собрано колхозное собрание, на котором постановили «изъять» Матрону Григорьевну Белякову как «вредного элемента». Из 300 жителей села подписались 24 активиста. Сельсовет дал характеристику «на Белякову М.Г.», в которой она без всяких кавычек и иронии, прямо и открыто названа святой: «Данная гр. является вредным элементом в деревне, она своей святостью сильно влияет на темную массу… Ввиду этого по с/с задерживается ход коллективизации».
В следственном деле нет подробностей ареста блаженной Матроны и описания ее дальнейшей судьбы. После ареста в Москве она прожила почти год. Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму, но пробыла там недолго, так как вскоре сделалась объектом почитания заключенных, которые начали петь акафисты и молиться. По одной из версий, безнадежно болевшая мать следователя, ведущего дело блаженной Матроны, получила исцеление от Матроны, и следователь сумел освободить Матронушку как больную и умирающую — поместил ее в дом престарелых.
Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Пресвятой Богородицы во Владыкине. Вероятно, Матрона была похоронена на кладбище рядом с Домом хроников — Владыкинском. Точное местонахождение могилы, ввиду последующей реконструкции кладбища, на настоящее время исследователям установить не удалось.
На коврике возле двери
О годах, проведенных отцом Александром Орловым в лагере, сведений мало. Известно, что непосильный труд подорвал здоровье священника. После освобождения он прожил на воле всего девять месяцев.
За время заключения отца Александра его жена и дочь переехали в село Митино Касимовского района, где стали помогать при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (настоятелем там служил брат матушки, священник Павел Кивотов). Когда в 1940 году отец Александр освободился, то сначала не решился идти к родным — настолько изможденным и грязным он был. Оборванный, голодный, едва живой, он дошел до дома одной из своих прихожанок и попросил постелить ему на коврике возле двери, так как одежда его была переполнена вшами. Отмывшись в бане и немного придя в себя, на следующий день он отправился к жене и дочке.
Встречу священника с супругой описывает в житии отца Александра игумен Дамаскин (Орловский): «Когда он подошел к храму, шла всенощная под праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, и в это время из храма вышла его супруга с кадилом в руках, намеревавшаяся разжечь посильней угли перед началом полиелея. Священник поздоровался с ней, но за время заключения он изменился настолько, что супруга его не узнала, и отец Александр, горько заплакав, сказал: «Видимо, я недолго проживу, что ты меня с кадилом вышла встречать». Тут супруга узнала его и тоже заплакала».
Отец Александр стал служить вторым священником в Скорбященском храме. Служба давалась нелегко — он с трудом передвигался, приходилось постоянно превозмогать себя. 27 апреля 1941 года отец Александр подошел к окну своей комнаты. Увидев кого-то знакомого, он хотел было встретить, вздохнул – и скончался. Похоронили отца Александра Орлова у алтаря Покровского храма в родном селе Маккавеево.
В 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил священника Александра Орлова к лику новомучеников и исповедников Российских. Мощи священноисповедника Александра были обретены 21 августа 2001 года и находятся ныне в Покровском храме поселка Сынтул.
При подготовке текста использованы статья прот.Михаила Правдолюбова «Иерей Александр Васильевич Орлов» (http://www.baltwillinfo.com/mp12-04/mp-17.htm), а также житие священноисповедника Александра Орлова, составленное игуменом Дамаскином (Орловским) (http://www.fond.ru/userfiles/person/381/1294266580.pdf).
Источник: портал «Православие и мир», 27 апреля 2013 г.
Copyright © 2024 Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь Rights Reserved.